Аспирантура – специальная форма дальнейшего (после окончания ВУЗа) образования. Цель подобного образования – воспитание научных работников, способных самостоятельно ставить научные задачи, решать их и распространять полученные знания, как в среде научного сообщества, так и вне. Срок обучения в аспирантуре – 3 года стационар, 4 года заочно.
Первый год обучения
Первый шаг аспиранта, после зачисления в аспирантуру – составление индивидуального учебного плана, а также представление его на совете факультета и на заседании кафедры. План составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на кафедре. Таким образом у научного руководителя, преподавателей и администрации всегда есть возможность контроля. Индивидуальный план составляется на все время обучения и является главным документом, координирующим действия аспиранта в процессе обучения и научной работы.
Индивидуальный план обучения аспиранта включает в себя:
- список кандидатских экзаменов и сроки из сдачи;
- поэтапный план исследований по теме диссертации и сроки проведения исследования;
- план выпуска печатных материалов (статей, докладов, и т. п.), участия в научных мероприятиях (конференции, семинары, симпозиумы, и т. п.), план готовности глав диссертации.
Кандидатский минимум – экзамены, подтверждающие наличие у потенциального аспиранта необходимых знания для самостоятельной научной работы (НР). В кандидатский минимум входят следующие экзамены:
- история и философия науки;
- иностранный язык (по выбору аспиранта);
- профильный предмет, связанный с темой диссертации.
Чаще всего, на первом курсе аспирантуры сдают иностранный язык, а также философию и историю науки. Также на первом курсе аспирант должен подготовить научную статью, принять участие в работе нескольких (обычно 2-3) научных конференциях, при этом обязательно опубликовать тезисы докладов, утвердить тему диссертации и подготовить ее первую главу, включая цели и задачи исследования, а также обзор литературы.
Второй год обучения
На втором году обучения аспирант обязан подготовить и предоставить отчет о проделанной за предыдущий год учебной работе, и бланк аттестации, заполненный научным руководителем.
Также на втором году обучения аспирант должен подготовить одну или две статьи, связанные с темой диссертации и опирающиеся на результаты исследований, проведенных в ходе подготовки диссертации. Принять участие в нескольких (2-3) научных конференциях (с обязательным опубликованием тезисов). Подготовить второй и третий разделы своей диссертации.
В основном, второй год обучения посвящен самостоятельной теоретической и практической научной работе в свете темы диссертации. Однако, согласно разработанному на первом году обучения индивидуальному плану, аспирант должен принимать участие в научной работе кафедры, к которой он прикреплен.
Третий и четвертый годы обучения
Обязательным остается отчет о работе, проделанной в предыдущем учебном году и предоставление аттестации от научного руководителя.
На третьем году обучения аспирант сдает последний экзамен кандидатского минимума (профильный предмет) и получает специальный документ, допускающий его к защите диссертации «Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов». После защиты диссертации документ теряет силу.
Также, на третьем и четвертом годах обучения аспирант обязан опубликовать несколько научных статей (2-3) в профильных журналах из списка ВАК при Минобрнауки России.
На последнем этапе обучения аспирант окончательно дорабатывает и готовит диссертацию к предварительному рассмотрению на заседании кафедры, пишет автореферат – краткое изложение основных результатов научной работы. По результатам предзащиты диссертации на совете кафедры, диссертация и автореферат корректируются и готовятся для подачи в диссертационный совет.
Следует отметить, что последние годы обучения в аспирантуре крайне напряженные. Помимо работы над диссертацией, научных исследований и участия в различных симпозиумах, аспиранту приходится принимать участие и в работе его кафедры, от которой никто не освобождает. Многие не выдерживают и бросают аспирантуру именно на этом этапе.
Впрочем, те, кто выдерживает, обычно не останавливаются на достигнутом и, чаще всего штурмуют третью ступень академического образования – получение степени доктора наук. Здесь также необходимо будет предоставить диссертацию, но она будет во много раз сложнее кандидатской. Например, докторская диссертация по экономике требует многих лет работы в данной сфере и обязательных результатов, которые представляют соискателя не просто специалистом в данной области, а человеком, который имеет многочисленные серьезные достижения, которыми может поделиться.